Информационная

сеть
поддержки
межрегионального
делового
сотрудничества
 ММЦ “Алматы” - ТОО “АлматыЭкспертиза” 

Главная • 
MarketCenter • 
Полезные ссылки • 
Гостевая книга • 
English
Разделы
 • Услуги
 • Инвестиционные проекты
 • Коммерческие предложения
 • Виртуальные выставки
 • Выставки
 • Планируемые мероприятия
 • Торгово-промышленная палата г. Алматы
 • Наши публикации
 • Тайный покупатель
 • Презентационный маркетинг
 • Отзывы
Система ММЦ
 • О Системе ММЦ
 • Региональные центры
 • Аналитические статьи
 • Реестр маркетинговых работ
 • Базы данных
 • Контакты
Поиск
 
Расширенный поиск
Сервисы
 • Форум
 • Чат
 • Виртуальные офисы
 • Визитные карточки
 • Почтовые рассылки
Вход
 Имя:  
 Пароль: 
Регистрация | Забыли пароль?

12.01.2008 Непроедаемый ресурс
Непроедаемый ресурс
Заявление Правительства, Нацбанка и АФН об основных направлениях экономической политики на 2008 год заставляет по-новому взглянуть и на такую задачу, как продовольственная безопасность страны. Это — составляющая комплекса мер, направленных на усиление конкурентоспособности казахстанской экономики и проведение структурных реформ, о которых говорится в заявлении. Работая в тесном контакте с торгово-промышленными палатами многих стран, мы видим, что эти вопросы относятся к числу приоритетных повсеместно. И видим, какие усилия направляются на их решение.

Само понятие «продовольственная безопасность» определяется как минимум четырьмя важнейшими группами продуктов: хлеб, мясо, молоко и овощи-фрукты. И, выстраивая стратегию, важно ясно представлять те вызовы, с которыми сталкиваются сегодня многие государства в вопросах обеспечения продовольственной безопасности. Эта тема не раз становилась предметом обсуждения миссий торгово-промышленных палат, посещавших Казахстан, в том числе и в поисках решения насущных проблем потребительского рынка.

Один из вызовов времени — рост стоимости зерновых. Как известно, в повышении наших внутренних цен на муку серьезную роль сыграл непрекращающийся рост мировых цен на пшеницу. Рост, который, тем не менее, не привел к снижению спроса на нее. Аналитики сходятся во мнении, что устойчивое подорожание пшеницы вызывало — по цепной реакции — повышение мировых цен на растительные масла. Объяснение простое: сельхозтоваропроизводители стали сокращать площади под масличное сырье, предпочитая сеять озимую пшеницу. Так, по прогнозу «Оil World», в 2007—2008 годах среднегодовые цены подсолнечного сырья на европейском рынке вырастут на 55 процентов, масла и шрота — на 47 процентов относительно уровня 2006—2007 годов. Соевые продукты за этот сезон подорожают почти на треть. Кроме того, причиной опережающего роста цен на продукцию подсолнечного комплекса стало существенное снижение урожаев подсолнечника в Европе и истощение запасов подсолнечного масла.

В принципе, этот прогноз становится и сигналом для пересмотра некоторых позиций в нашей аграрной стратегии. Казахстанские сельхозплощади достаточны как для выращивания зерновых, так и масличных культур, так и для развития животноводства. Пока интерес зарубежных партнеров к нашему аграрному сектору, может быть, еще не выражен так четко, но идеи инвестирования, развития СП по всей длине цепочки — от поля, фермы до прилавка — уже высказываются.

Мне хорошо запомнился недавний визит Каменск-Уральской торгово-промышленной палаты изменением тематики переговоров. Говоря о продовольственном обеспечении своего региона, президент палаты Олег Пономарев подчеркнул, что транспортные издержки импортируемых товаров оцениваются в 25—30 процентов от оптовой цены, что в несколько раз выше, чем, например, в странах Западной Европы. Поэтому рынки, которые находятся на расстоянии транспортной доступности, являются очень перспективными для экспорта продовольствия из нашей страны. Тогда же Олег Пономарев высказал просьбу к казахстанским партнерам содействовать в открытии казахских ресторанов в Каменск-Уральском. Администрация города готова создать максимальные условия для инвесторов при условии, если в этих ресторанах будет предложен ассортимент блюд из казахстанской баранины. Вкусовые качества нашей баранины привычны для россиян и превосходят по качеству мясо, поставляемое в Россию из дальнего, очень дальнего зарубежья, например из Новой Зеландии.

Есть и еще один аргумент в пользу того, что решение вопроса о продовольственной безопасности может обернуться в развитие высококонкурентного, причем экпортоориентированного и очень прибыльного аграрного комплекса, способного обеспечить как внутренний рынок, так и внешний. Этот аргумент — нарастающая потребность в альтернативных энергоресурсах. В мире обозначилась тенденция наращивания объемов сельскохозяйственной продукции, направляемой на производство биотоплива. Казахстан уже встал на этот путь, и поэтому государственная политика, нацеленная на долгосрочную перспективу в отношении развития биотопливного сектора, развивается. Но, конечно же, ее главным приоритетом остается учет экономической целесообразности и приоритета производства продуктов питания для населения страны.

Отмечу, что в 2007 году в некоторых странах уже приняты программы развития производства топлива из возобновляемых источников энергии. Например, США — один из основных экспортеров кукурузы на мировом рынке — планируют и дальше сокращать поставку ее на экспорт в связи с наращиванием объемов производства биоэтанола. По прогнозам экспертов, годовое потребления кукурузы в США существенно увеличится и превысит 261 миллион тонн. Более половины ее будет использовано в кормовых целях, а почти треть уйдет на производство биоэтанола. Причем если потребность в кормовой кукурузе осталась практически на прежнем уровне, то потребности биоэтанолового сектора обеспечили рост показателя потребления. Этот повышенный спрос, в свою очередь, спровоцировал и рост цен на кукурузу. Если помнить, что ведущим потребителем кукурузы будет выступать наш быстро растущий сосед — Китай, то можно определить и потенциал этого рынка, а также и экономические перспективы казахстанских фермеров и нашего биоэтанолового сектора.

Нельзя игнорировать и тенденцию роста мирового потребления мяса и молока. Это, с одной стороны, связано с увеличением потребления этих продуктов на душу населения за счет роста покупательной способности. А с другой — с ростом численности самого населения. В основном в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Другой фактор — ускоренная урбанизация стран — традиционных поставщиков сельхозпродукции. По прогнозам экспертов ЕС, импорт говядины в европейских странах возрастет к 2015 году почти в полтора раза. Причин тому несколько, но очевидно, что поиск стран-поставщиков также усилится. Рост цен неизбежен. Но он может стать или проблемой, если мы сами сядем на иглу импорта, с тенденцией роста стоимости и объемов продукции, или обернется экономической выгодой — при наличии всех факторов, способствующих росту производительности нашего аграрного сектора. Еще один плюс: инвестиции в развитие АПК (в том числе иностранные) улучшат ситуацию с миграцией населения из сел в города, решат ряд острых социальных проблем.

Может быть, урок осени прошлого года многим показался очень болезненным. Но очевиден и его позитив: ясное понимание новых задач, выросших перед аграрным сектором, его индустриализация. Основой такой стратегии может стать производство и переработка наукоемких потребительских товаров агропромышленной и смежных отраслей. Но чтобы избежать распыления ресурсов, нужно правильно выбрать стратегические цели. И цели эти должны быть реалистичными. И на них указывает не только наш богатый исторический опыт страны аграрной, но и тенденции глобальных рынков, где период перепроизводства заменяется превалированием спроса над производством. Призрак позабытого слова «дефицит» уже всплывает в памяти. На эти мысли наталкивают и контакты торгово-промышленных палат, которые по сути своей остаются, как во все времена, все теми же торговыми караванщиками. И которые, как известно, первыми улавливали перемены товарной конъюнктуры. Самые прозорливые становились и самыми успешными. Думаю, так же, как и полтора десятилетия назад нефть предоставила Казахстану хороший экономический шанс, так и теперь вопросы продовольственной безопасности, обострившиеся в глобальном масштабе, позволяют нам своевременно трансформировать потенциальную проблему в реальную экономическую пользу.
Мухтархан БИЯРОВ,

вице-президент ТПП РК
« Вернуться


 Рейтинг@Mail.ru
2003 - 2021 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности