Закрыть   
Новость от 13.12.2002 (ММЦ “Алматы” - ТОО “АлматыЭкспертиза”)
 
7 октября 2002 г. в г. Алматы состоялась Конференция на тему «Вступление Республики Казахстан во всемирную торговую организацию (ВТО): проблемы и перспективы».
Организатор конференции - Министерство индустрии и торговли РК.
Целью конференции послужил открытый диалог по проблемам вступления Казахстана в ВТО, оценка преимуществ и потерь для казахстанской экономики, выработка предложений по минимизации негативных последствий от вступления. В работе конференции принимали участие представители Парламента РК, Министерства транспорта и коммуникаций РК, общественных организаций, банковских структур, научных кругов и предприятий республики.
На конференции с докладом «Отдельные вопросы вхождения Казахстана в ВТО» выступил Генеральный директор ММЦ "Алматы-Москва" Бияров М.Н. (см. ниже). В своем докладе г-н Бияров отметил некоторые аспекты вхождения Республики Казахстан в ВТО, а также роль и значение Межрегионального маркетингового центра «Алматы-Москва» в продвижении товаров казахстанских предпринимателей на мировой рынок.



Текст выступления
Генерального директора ММЦ «Алматы-Москва»
Биярова М.Н. на конференции
по теме «Вступление Республики Казахстан
во Всемирную Торговую организацию:
проблемы и перспективы»

Отдельные вопросы вхождения Казахстана в ВТО.


Весомыми аргументами в пользу быстрого вступления Казахстана в ВТО является возможность получения немедленных выгод при открытии рынков других стран для отечественного предпринимательства. Казахстан также рассчитывает со вступлением в ВТО на увеличение потока зарубежных инвестиций, на развитие банковской системы, на повышение капитализации, на ускорение реформы и на расширение процесса интеграции в мировую экономику.
Данная конференция полезна тем, что предоставила нам возможность выразить свою озабоченность и определить конкретные шаги по подготовке к вхождению Казахстана в ВТО. Например, известен ряд требований, предъявляемых к России от имени ВТО. В частности, от России требуется «выравнивание» внутренних и внешних цен на энергоносители, ликвидация экспортных пошлин на сырьевые товары, а также изменить порядок взимания НДС внутри СНГ. Если аналогичные требования предъявляются странами-членами ВТО и к Казахстану, то было бы целесообразным сопоставлять предполагаемые выгоды от вступления в ВТО в данном этапе с неизбежными потерями.
Для принятия оптимальных решений при подготовке к вхождению Казахстана в ВТО, будет полезным открытое обсуждение на данной конференции процесса присоединения. Необходимо, также, в государственном масштабе приступить, наряду с информационно-разъяснительной работой среди предпринимателей о соглашениях ВТО, к подготовке кадров для работы в новых условиях на внутреннем рынке после присоединения к ВТО.
Вступление страны в ВТО предполагает снятие всяких барьеров для импорта и отмену субсидий, предназначенных для внутренней поддержки производства и поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. При очень слабом развитии и незащищенности, сельскохозяйственный сектор Казахстана не выдержит внешнеторговой экспансии развитых стран, соседей по региону и стран Евросоюза, которые ежегодно субсидируют экспорт своих фермерских хозяйств в размере 5,6 млрд. евро.
Казахстанские фермеры сегодня работают в зоне рискованного земледелия в условиях хронического дефицита сельхозтехники, минеральных удобрений, пестицидов и воды. В результате, себестоимость произведенной ими продукции оказывается настолько дорогой, что становятся невыгодными реализация и доставка из одного региона в другой, и даже внутри страны. В такой ситуации мы ничем не можем противостоять нахлынувшему потоку дешевой, качественной поставки сельхозпродукции и продовольствия извне, что приведет, в свою очередь, к массовой безработице в селах. Чтобы этого не случилось, нужно отсрочить вхождение в ВТО на определенное время и взяться безотлагательно за решение проблем сельского хозяйства. Необходимо максимально увеличить субсидирование сельхозсектора по той простой причине, что размеры субсидий для вступающей в ВТО страны определяются на основе данных о размерах субсидий в течение нескольких последних лет.
В общих правилах ВТО в области торговых отношений существуют следующие запреты:
- на предоставление отечественным производителям любых субсидий, которые нарушают положения соответствующих соглашений ВТО (в т.ч. экспортные и импортные субсидии, предоставляемые по государственным программам развития конкретных отраслей промышленности);
- на запрещение или ограничение импорта конкретных товаров;
- на введение антидемпинговых, компенсационных или специальных защитных пошлин;
- на лицензирование импорта товаров;
- на запрещение или ограничение экспорта конкретных товаров;
- на введение национальных стандартов, которые могут рассматриваться как технические барьеры в торговле;
- на применение льготного налогообложения товаров отечественного производства по сравнению с импортными товарами и др.
Согласно Соглашений о субсидиях и компенсационных мерах, которое было разработано еще в период деятельности ГАТТ, установлены категории субсидий, среди которых следует отметить экспортные субсидии, которые государственными органами в странах-членах ВТО запрещено предоставлять отечественным фирмам. Данный запрет окажет отрицательное влияние на развитие экспорта отечественных товаров с высокой степенью переработки или стимулирование импортозамещения.
По причине сырьевой ориентированности экономики Казахстана, трудно будет защитить производства других секторов от иностранной конкуренции. В первую очередь, экспансию транснациональных корпораций, имеющих огромный опыт конкурентной борьбы, испытывают на себе текстильная промышленность, машиностроение, финансовый сектор (страховые компании и банки), розничная торговля.
Стремление к немедленному вступлению в ВТО было бы оправдано, если бы мы торговали продукцией с высокой добавленной стоимостью. Для нашего сырьевого экспорта (уран, сталь, цветные металлы и т.д.), членство Казахстана в ВТО не создаст каких-то особых привилегий. Вступление в ВТО не гарантирует защиту от применения против наших товаров антидемпинговых мер и не поможет в преодолении специального режима – нетарифного ограничения на торговлю сталью (данные ограничения находятся за рамками ВТО). Казахстан сегодня признан страной с рыночной экономикой, в связи с чем стало возможным противостоять дискриминациям в сфере внешней торговли, не став еще членом ВТО. Этому способствует и то, что Казахстан давно пользуется режимом наибольшего благоприятствования в отношении с основными торговыми партнерами.
При вступлении в ВТО выигрывает тот сектор экономики, где производится и реализуется конкурентоспособный товар. К сожалению, сегодня продукция многих отраслей казахстанской экономики не является конкурентоспособной и не востребована на внешнем рынке. При низкой конкурентоспособности отечественной продукции, вхождение в ВТО спровоцирует интервенцию дешевых импортных товаров и услуг, в результате, вместо ожидаемого наплыва инвестиций, мы уступим существенную долю отечественного рынка иностранным фирмам. Хуже того, отдельные неконкурентоспособные отрасли могут вообще прекратить существование. На тот рынок, куда есть возможность поставить товар, с инвестициями не торопятся.
Конкурентоспособность продукции определяется техническим уровнем, качеством, внешним видом. Проблема многих товаропроизводителей – в отсутствии фирменного стиля, узнаваемой торговой марки, собственного имени. Однако решающим фактором при конкурентной борьбе все-таки является не качество, а более низкая цена. Последний фактор является самым труднопреодолимым для наших производителей из-за высокой ставки за кредит, отсутствия инвестиций, и в результате отсутствует доступ к новым технологиям.
Вхождение в ВТО потребует от Казахстана принятие объязательств по дальнейшей либерализации доступа иностранных услуг (аудит, консалтинг, строительство, международные перевозки, туризм и т.д.) и их поставщиков на казахстанский рынок.
Китай и отдельные развивающиеся страны рассчитывают на открытие развитыми странами-членами ВТО отдельных секторов экономики с тем, чтобы увеличить их участие в мировой торговле услугами. Важной составляющей поставки услуг, является, по их мнению – перемещение физических лиц. Либерализация в этой области может привести к миграции дешевой рабочей силы и специалистов, что усугубит без того сложную проблему безработицы в отдельных странах.
- Особого изучения требует учет возможных негативных последствий для малого бизнеса в случае вхождения Казахстана в ВТО и меры для его защиты. Именно в секторе малого предпринимательмтва сосредоточен основной потенциал экономического роста страны. Нужна новая государственная программа поддержки малого бизнеса для создания условий выживаемости его в конкурентной борьбе с предпринимателями других членов ВТО. Необходимо создать инфраструктуру поддержки предпринимательства (бизнес-инкубаторы, технопарки, кредитные союзы и страховые компании, информационные, исследовательские и маркетинговые центры и т.д.) и стимулировать инвестиционные и инновационные процессы. В программе приоритеты должны отдаваться оказанию малым предприятиям помощи в приобретении лицензий и ноу-хау, товарных знаков, технологий, а также сдачи в аренду им оборудования и площадей на предприятиях отрасли.
Таким образом, вступление Казахстана в ВТО – вопрос, в сущности, решенный. Казахстан не может оставаться вне организации, нормами которой регулируются сегодня около 95% всей мировой торговли товарами и услугами, и которая объединяет 150 стран мира. Следовательно, мы должны сосредоточиться и найти ответ на вопрос – когда и на каких условиях?










Закрыть   
Рейтинг@Mail.ru