Закрыть   
Новость от 17.09.2001 (ММЦ “Алматы” - ТОО “АлматыЭкспертиза”)
 
Открытие международных паромных линий позволит Казахстану развиваться как транзитному государству.
Открытие международных паромных линий позволит Казахстану развиваться как транзитному государству.

6 сентября текущего года состоялось торжественное открытие паромного комплекса и новых международных паромных линий: Актау - Ноушахр (Иран), Актау - Баку (Азербайджан) и Актау - Оля (Россия). В церемонии открытия нового паромного комплекса принял участие Президент РК и ряд представителей соседних государств.
Г-н НАЗАРБАЕВ в своем выступлении сказал: "Казахстан обладает огромными природными ресурсами и как материковое государство нуждается и всегда нуждался в выходах на международные рынки". Введение в эксплуатацию нового паромного комплекса, благодаря которому и открываются новые линии, значительно расширит возможности страны по доставке сырья и товаров на мировые рынки. Это дает мощный импульс для налаживания и расширения торгово-экономического сотрудничества между Казахстаном, Россией, Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном. Вместе с тем через систему каналов Волго - Балт и Волго - Дон возможен выход на Средиземное и Балтийское моря, то есть, по сути, казахстанский Каспий теперь дает возможность достичь любого порта мирового океана. "Для нашей страны, отмечающей в этом году 10-летие независимости, это имеет исключительно важное историческое значение", - подчеркнул глава государства.
Присутствовавший на открытии вице-премьер Азербайджана Абид ШАРИФОВ отметил, что Президент Азербайджана Гейдар Алиев и правительство придают важное значение осуществлению реализации проектов, направленных на развитие транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия, связывающего между собой страны, вставшие на путь независимости. Вице-премьер напомнил, что в сентябре 1998 года на высоком уровне прошла международная конференция по возрождению исторического Шелкового пути, в которой приняли участие делегации 32 стран и 13 международных организаций. На этой конференции было подписано многостороннее соглашение о международном транспорте, во исполнение которого за истекший период резко возрос грузопоток через коридор ТРАСЕКА. Г-н Шарифов подчеркнул, что Еврокомиссия стала больше уделять внимания развитию и техническому оснащению коридора ТРАСЕКА, оказывать финансовую поддержку местным и региональным проектам.
Связующим звеном в деле эффективного использования транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия стал созданный в начале 2000 года постоянный секретариат в Баку. По словам вице-премьера, Азербайджан постоянно оказывает и будет оказывать техническую помощь в развитии порта Актау. Генеральный секретарь проекта ТРАСЕКА, Чрезвычайный и Полномочный Посол Звиад КВАЧАНТИРАДЗЕ рассказал Панораме о том, что межправительственная комиссия ТРАСЕКА будет поддерживать Казахстан в этом направлении, так как Казахстан является самым активным членом европейской программы ТРАСЕКА. Он сообщил, что межправительственная комиссия намерена создать условия для сотрудничества специальных экспертных групп, которые соберутся 1-2 октября текущего года для обсуждения новых подходов в облегчении грузоперевозок в этом направлении, для создания совершенной реальной тарифной системы, чтобы это направление было высококонкурентоспособным. Г-н Квачантирадзе отметил, что основными задачами МПК ТРАСЕКА являются привлечение максимального количества грузов и создание условий для того, "чтобы эти люди сошлись друг с другом и работали на постоянной основе".
В интервью Панораме директор порта Батуми Джамал ИНАИШВИЛИ рассказал, что Грузия возлагает огромные надежды на развитие коридора ТРАСЕКА в связи с открытием паромного комплекса Актау, потому что разговор идет не только об экспортных грузах Казахстана, но это еще и транзитные грузы Узбекистана (хлопок). "Сейчас у Казахстана прекрасная возможность транспортировать грузы напрямую без лишних затрат", - отметил г-н Инаишвили. Директор компании "Каспий Интер Ферри" Дмитрий БЕЗРАДНЫЙ сообщил, что его компания, являющаяся линейным агентом трех паромных переправ - Украины, Грузии и Турции - и занимающаяся привлечением грузопотоков, заинтересована в сотрудничестве с Казахстаном. Как сказал г-н Безрадный: "Сегодня благодаря переправе открывается коридор, позволяющий перевозить грузы из портов Черного моря, через Грузию, Казахстан и в обратном направлении".
Как сообщил Панораме Талгат АБЫЛГАЗИН, директор Актауского морского торгового порта, для обеспечения грузовой базы для паромных линий Актау - Ноушахр, Актау - Баку и Актау - Оля морпорт намерен переориентировать грузопотоки с порта Туркменбаши, основная грузовая база которого состоит из контейнерных грузов, нефтепродуктов, хлопка, сои, которая идет в Узбекистан до 300 тысяч тонн в год, глинозема из Азербайджана, идущего на Таджикский алюминиевый завод. Как сказал г-н Абылгазин, сейчас политическая ситуация (проблемные вопросы по спорным территориям, месторождениям на Каспийском море), сложившаяся между Туркменией и Азербайджаном, способствует хорошей работе Казахстана. В то же время Узбекистан построил железную дорогу Учкудук - Нукус в обход Туркмении, напрямую выходящую на станцию Бейнеу (пограничная) и порт Актау. Соответственно, те потоки грузов, которые идут на импорт с Запада на Восток, планируется переориентировать на порт Актау, а это, по словам директора, дополнительный объем для порта. Это альтернативный выбор, то есть здоровая конкуренция. "Мы будем понижать свои расходы, тарифы, повышать сервисные возможности, и в конечном итоге выигрывает клиент, выигрывает транспортная составляющая", - сказал Талгат Абылгазин.
С введением постоянно действующих паромных линий порт Актау может увеличить поток генеральных грузов на Иран и Россию до 1 миллиона тонн в год, сократить время отгрузки в 2 раза, повысить перевалку нефти до 80 тысяч тонн в месяц, и соответственно, до 1 миллиона тонн нефти в год. Это выгодно как с технической, так и с экономической точки зрения. Талгат Абылгазин поделился с Панорамой дальнейшими планами развития порта Актау. На следующий год намечается начать строительство волнолома (стоимость от 20 до 25 миллионов долларов) и нефтяных причалов (вторая фаза реконструкции). Возможно, по словам г-на Абылгазина, финансировать строительство будет ЕБРР, так как он начинал первую фазу работ, а возможно, будут прямые инвестиции. Параллельно начнется третья фаза - расширение порта, поскольку порт уже за последние месяцы подошел к 100% загрузке, а по всем техническим канонам необходим 25% запас по мощности порта на случай чрезвычайных ситуаций.
Оформляются документы на строительство в начале следующего года многофункционального причала, который будет специализироваться на переработке специфических грузов - ферросплавов. Планируется привлечение казахстанских инвесторов.
Г-н Абылгазин сообщил, что у Казахстана будет как минимум 3 порта: порт Актау в расширенном виде; порт Баутино, который будет специализироваться как база морской поддержки для шельфового бурения и база отстоя судов для национальной компании "Казмортрансфлот", как нефтеналивной терминал; порт в поселке Курык, через который будут проходить транзитные грузы.
Присутствовавший на церемонии открытия международных паромных линий вице-министр транспорта и коммуникаций РК Вадим ЗВЕРЬКОВ сообщил, что компанией "Казмортрансфлот" создано совместное предприятие с Новороссийским пароходством и компанией "Новошип" в сфере танкерных перевозок. По словам г-на Зверькова, по всей вероятности, первый танкер под казахским флагом и казахстанской нефтью в ближайшее время появится на Черном море по системе КТК. "Казмортрансфлот" поставил себе задачу взять три танкера, один сухогруз в самой ближайшей перспективе, а в последующем - взять паром. На сегодняшний день для компании все это с финансовой точки зрения достаточно сложно. К сожалению, по словам г-на Зверькова, не предусматривается бюджетного финансирования компании, хотя изначально можно было вести речь о поддержке национальной компании, поддержке национального флота бюджетом. Поэтому сейчас некоторые активы, в частности, нефтяные терминалы, которые обслуживает Актауский морской торговый порт, хотят передать в управление "Казмортрансфлота", с тем чтобы начать процесс по созданию казахстанского флота. На реконструкцию двух нефтяных причалов потребуется 5-6 млн долларов. "Казмортрансфлот" до 2004 года берет на себя обязательства по финансированию 5-6 млн долларов, а также вырученные средства за перевалку нефти будут направляться на финансирование нефтетерминалов. Тем самым не привлекаются дополнительные заимствования со стороны международных финансовых институтов.
Решение о передаче в аренду на пять лет нефтяных причалов было принято на совете директоров компании "Казмортрансфлота" и Актауского морского торгового порта. Передачу причалов планируется произвести до конца текущего года. Однако, по словам Вадима Зверькова, в контракте сделана оговорка, что в случае значительного уменьшения перевалки нефти через порт Актау "Казмортрансфлотом" будет выплачиваться вся недостающая сумма. Как подчеркнул вице-министр, обе структуры являются уполномоченным органом, поэтому не заинтересованы в ухудшении экономических показателей. Однако, заметил он, нагрузка и все доходы, которые получал порт, немножко сократятся, но другого выхода нет. Это наиболее приемлемый вариант.
Также Вадим Зверьков сообщил, что уже подготовлена концепция развития зоны свободной торговли порта Актау. Она уже внесена по министерствам, которые в ближайшее время дадут окончательную позицию по данному вопросу. Закон о свободной экономической зоне порта Актау планируется подготовить до конца года. Закон "О торговом мореплавании" планируется принять в течение осени текущего года.
Наталья БУТЫРИНА,
Актау
Закрыть   
Рейтинг@Mail.ru