Закрыть   
Новость от 17.09.2008 (ММЦ “Алматы” - ТОО “АлматыЭкспертиза”)
 
Выступление Назарбаева
Уважаемые депутаты Парламента! Дамы и господа!
На протяжении последнего месяца ситуация в Кавказском регионе стала главной темой в глобальных дискуссиях ведущих мировых политиков и авторитетных международных организаций.
В условиях односторонней оценки со стороны западных стран этих событий, мы заявили о поддержке мер, принятых Российской Федерацией для обеспечения стабильности в регионе и прекращения кровопролития.
Мы призываем стороны перейти к переговорам на основе утвержденных Медведевым и Саркози шести пунктов. Мы призываем западные страны и Россию отказаться от взаимных упреков и угроз и перейти к переговорам для стабилизации положения на основе первенства основополагающих принципов международного права. Этого ждет весь мир.
Сейчас важно помочь пострадавшим простым людям, как в Южной Осетии, так и в Грузии. Казахстан уже направляет необходимую гуманитарную помощь в зону конфликта.
Через призму этих событий по-новому оцениваются и наши достижения за годы независимости.
Благополучие народа, мир, политическая и экономическая стабильность, толерантность многонационального и многоконфессионального Казахстана, юридически оформленная государственная граница, добрые отношения с соседями - это то, что мы вместе создали за годы независимости Казахстана, и чем по праву сегодня гордимся.
И это - наши главные национальные достояния.
Мы всегда будем проводить эту генеральную линию, которая обеспечивает поступательное развитие страны и ее безопасность.
Противостояние, продолжавшееся между народами на Кавказе многие годы, в который раз вылилось в кровавую трагедию.
Последствия этих событий могут быть самые драматичные, при этом не только для кавказского региона.
Поэтому еще раз хотел обратиться к вам и повторить, что самая главная задача для всех нас - обеспечить мир и спокойствие в нашем общем доме.
Нужно постоянно разъяснять это людям, и жестко пресекать любые попытки, подрывающие основы мира и стабильности в стране.
Сегодня мы несем общую ответственность за то, чтобы сберечь и преумножить наши успехи по межнациональному и межконфессиональному согласию, а также сохранить высокий уровень партнерских отношений с мировым сообществом.
Только так мы можем осуществить намеченные стратегические планы по дальнейшему динамичному развитию Казахстана.
Уважаемые депутаты!
Казахстан уже необратимо вовлечен в глобальные экономические и политические процессы. И влияние этих процессов на наши внутренние дела в дальнейшем будет только возрастать.
За примерами далеко ходить не надо. Нестабильность мировой экономики вот уже более года испытывает на прочность нашу экономическую систему. И в этих условиях казахстанская экономика продемонстрировала миру свою устойчивость.
Благодаря собственной стратегии развития, мониторингу и системному анализу тенденций в мировой экономике, мы в упреждающем порядке принимали выверенные и сбалансированные решения.
Мировой экономике свойственны как подъемы, так и спады, поэтому надо постоянно предусматривать меры стабилизации в случае кризисов. Такой своеобразной "подушкой безопасности" у нас является Национальной фонд и золотовалютные резервы страны.
Именно эти средства и позволили нам стабилизировать ситуацию и минимизировать негативное влияние внешних тенденций на экономику страны.
Стабилизировалась ситуация в банковской системе. Банки страны не допустили дефолта ни по внешним, ни по внутренним платежам.
Хотя, если помните, было много желающих потратить средства Национального фонда на различные популистские цели. Сегодня мы видим, насколько правильно сделали, что не пошли на поводу дешевых лозунгов.
По моему поручению Правительством из наших резервов была оказана поддержка по трем важным направлениям, наиболее пострадавшим от неблагоприятного влияния мировой экономики.
Первое - это дольщики.
Правительство не несет прямой ответственности за взаимоотношения между гражданами и строителями. Каждый сам решает, кому доверить свои деньги. Никто не спрашивал совета у Правительства в это время. Но мы не могли оставить наших граждан в беде.
Мы своевременно нашли эффективное решение проблемы дольщиков. Только на завершение объектов долевого строительства в городах Астана и Алматы было выделено более 157 млрд. тенге, из которых 41 млрд. тенге на выкуп квартир в строящихся в Астане домах для работников бюджетной сферы.
Для защиты дольщиков, которые пострадали от недобросовестных застройщиков, мы дополнительно выделили еще 17,2 млрд. тенге.
Правительство должно вернуть эти народные средства, предоставленные в виде кредитов, которых не стало у банков. Также надо взыскать их от застройщиков, обманувших людей. По этим вопросом должно быть проведено следствие и дело должно быть доведено до конца.
Я поручил Правительству доработать законодательство о долевом участии в жилищном строительстве. Здесь у нас были пробелы, и мошенники этим воспользовались. Нам нужны четкие и ясные правила долевого строительства. Мы должны пересмотреть требования к застройщику, определить степень ответственности и долю риска дольщика. Данный проект закона находится уже в Парламенте.
Второе направление - малый бизнес.
С учетом того, что банки сократили кредитование, масштабная государственная поддержка - и финансовая, и институциональная - оказана малому и среднему бизнесу. За счет выделенных в конце прошлого года 48,8 млрд. тенге профинансировано свыше 2000 проектов субъектов малого и среднего бизнеса.
В этом году, из средств местных и республиканского бюджетов на малый бизнес также выделено 95,5 млрд. тенге.
50 млрд. тенге из этой суммы выделяется через Фонд "?азына", и банки выделят еще 50 млрд. тенге.
Кроме того, по моему поручению Правительством проводится работа по сокращению административных барьеров, устранению излишних и формальных бюрократических процедур. Эту работу надо продолжать и дальше.
Третье направление - сельское хозяйство.
Как вы знаете, за последние годы мы реализовали дополнительные меры по развитию агропромышленного комплекса для обеспечения продовольственной безопасности страны.
В связи с тем, что продовольствие подорожало в целом по всему миру, мы оказались вынужденными принимать меры по увеличению производства тех продуктов, которых в стране не хватает.
В целом, в этом году за счет бюджета и институтов развития для АПК выделено свыше 127 млрд. тенге.
Эти средства пойдут на производство, тех продуктов, которых нам не хватает - овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса.
Во всех регионах созданы стабилизационные фонды зерна и социально-значимых видов продукции. Создаются новые производства, в том числе и по переработке сельхозпродукции.
И сегодня я хочу еще раз подчеркнуть, что поводов для беспокойства в этой части у нашего населения не должно быть. Мы делаем все необходимое для обеспечения продовольственной безопасности.
Я только что проехал все зерносеющие регионы и должен сказать, что политика, которую мы проводим по стабилизации ситуации на рынке зерна, правильная. Казахстан всегда будет с хлебом.
В фазе активной реализации находятся инфраструктурные проекты, постоянно решаются вопросы социального благополучия наших граждан, уже есть первые позитивные результаты административной реформы.
Особо хочу сказать о реализации Программы "30 корпоративных лидеров Казахстана". Сформирован "Базовый перечень" из 45 прорывных проектов с общей стоимостью более 53 млрд. долл. США. Уже в этом году мы увидим первые результаты этой программы, а программа будет продолжаться до 2015 года.
В итоге, по первому полугодию экономический рост в стране сохранился. Рост ВВП составил более 5% и его замедление соответствует задаче по обеспечению сбалансированного роста экономики. То есть в этих трудных условиях - отсутствия внешнего фондирования, мы взяли управление этим процессом в свои руки. Мы могли бы увеличить темпы роста, но это привело бы к росту инфляции. Мы приняли позицию, балансируя не увеличивать экономический рост и в тоже время развиваться, и она правильная.
Общие резервы страны с учетом Национального Фонда составили 47 млрд. долларов.
Таким образом, наши действия по стабилизации экономической ситуации в условиях турбулентности мировой экономики оказались взвешенными и своевременными.
Теперь наша задача - обеспечить еще более высокую степень экономической безопасности, максимально снизить риски банковского сектора.
Поэтому, я поручил Правительству и Фонду "Казына" с учетом лучшей мировой практики и привлечением международных финансовых институтов проработать вопрос создания фонда стрессовых активов. Это - надежный рыночный механизм управления финансовыми рисками, и мы берем его на вооружение.
Речь идет о возможном дальнейшем ухудшении положения наших банков за счет того, что залоговое имущество под кредиты по цене падает и не возмещает затрат, которые понесли банки. Здесь государство, за счет снижения этих цен, может помочь. Это правительство должно четко проработать и согласовать с соответствующими частными структурами.
Анализ показывает, что кризисные тенденции в мировой экономике еще не преодолены. Поэтому Правительству и Парламенту необходимо исходить из того, что следующий год, возможно, также будет непростым. Нужно быть готовыми к сложностям и трудностям, вытекающим из мировой экономики.
* * *
Теперь - о новых планах на перспективу.
По моему поручению Правительство разработало и внесло в Парламент стратегически важные для нынешнего этапа развития страны законопроекты. Это налоговый и бюджетный кодексы, трехлетний бюджет, а также законопроект о конкуренции.
Надо отметить, что Правительство сделало большую работу за короткое время, подготовив эти проекты.
Проект Налогового кодекса предусматривает максимальное снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора, существенно упрощает налоговое администрирование и оптимизирует сложившуюся систему налоговых льгот.
Для снижения налогового бремени на несырьевый сектор предусмотрено поэтапное снижение ставки корпоративного подоходного налога с 30% до 20% в 2009 году, до 17,5% в 2010 году и до 15% в 2011 году.
Это станет хорошей поддержкой для казахстанских предпринимателей, которая позволит им высвободить значительные оборотные средства для дополнительного инвестирования в нашу экономику и бизнес.
Думаю, я обрадую предпринимателей, если скажу, в новом Налоговом Кодексе предложена отмена авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу.
Кроме того, сохранены в прежнем виде специальные налоговые режимы для малого бизнеса на основе патента и упрощенной декларации.
Предусматривается целый ряд инициатив по сокращению налоговой отчетности.
Уверен, что новый Налоговый кодекс позволит значительно улучшить инвестиционный климат в стране. С учетом отсутствия таможенных барьеров со странами СНГ, он сделает ведение бизнеса в Казахстане более выгодным, как для отечественных, так и для иностранных производителей.
Естественно, это приведет к уменьшению доходной части бюджета. Я думаю, в ходе рассмотрения этого законопроекта вы депутаты внимательно посмотрите, чтобы все было сбалансировано: и бизнесу было хорошо, и бюджет наполнялся нормально.
Для повышения эффективности использования средств бюджета и государственных активов я поручил Правительству разработать новый Бюджетный кодекс.
Внесенный в Парламент проект кодекса - это результат проводимой административной реформы, означающий переход от традиционного государственного администрирования к новому государственному менеджменту.
В новом Кодексе усилена координация планирования и реализации государственной политики через бюджетный процесс.
Предусматривается внедрение комплексной системы постоянного мониторинга, контроля и оценки результативности использования бюджетных средств. Укреплена система государственного финансового контроля.
Важное место в пакете законодательных инициатив Правительства занимает республиканский бюджет на 2009-2011 годы. В проекте нового Бюджетного кодекса мы предусмотрели внедрение трехлетнего бюджета и уже в текущем году такой бюджет внесен на рассмотрение Парламента.
Хочу отметить, что в представленном проекте бюджета Правительством учтены все данные мной в Послании поручения по повышению доходов населения.
Средний размер пенсионных выплат будет увеличен в 2009 году на 25%, в 2010 году - на 25% и в 2011 году - на 30%. Базовая пенсионная выплата к 2011 году доводится до уровня 50 % от прожиточного минимума.
Размеры государственных социальных пособий и специальных государственных пособий с 2009 года будут увеличиваться ежегодно в среднем на 9%. Для реализации данных социальных инициатив в проекте трехлетнего бюджета предусмотрены необходимые средства.
В целях стимулирования рождаемости и улучшения демографической ситуации с 2010 года будет усилена социальная поддержка многодетных семей. Единовременные пособия на рождение 4-го и более ребенка будут повышены до 50 месячных расчетных показателей. Ежемесячные пособия по уходу за ребенком по достижению им одного года увеличиваются в среднем в 2,5 раза.
Вводится новый вид социальных выплат - пособия родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов, в размере 1 минимальной заработной платы.
Кроме того, предусматривается награждение многодетных матерей, родивших и воспитавших 7 и более детей подвеской "Алтын алка" и родивших и воспитавших 6 детей подвеской "Кумыс алка".
Трехлетний бюджет также предусматривает и повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в два раза к 2012 году, в том числе в 2009 году - на 25%, в 2010 году - на 25% и в 2011 году - на 30%.
Расширен перечень специалистов, получающих доплаты за вредные условия труда.
На эти цели будет выделено в 2009 году 4,3 млрд. тенге, в 2010 году - 5,4 млрд. тенге, в 2011 году - 7,1 млрд. тенге.
В дополнение к этому, по предложению партии "Нур Отан", я поручал Правительству осуществить поэтапное повышение размера стипендии обучающейся молодежи на 25% в 2009 году, на 25% в 2010 году и на 30% в 2011 году.
Таким образом, мы выполняем все ранее взятые на себя социальные обязательства. Все эти меры были предусмотрены в предвыборной программе партии "Нур Отан". И мы еще раз доказали, что "Нур Отан" - это партия реальных дел, у которой слова не расходятся с делами!
В целом, система оплаты труда требует усовершенствования. Правительству поручено внести предложения по внедрению с 2010 года новых подходов к формированию уровня заработных плат работников различных отраслей бюджетной сферы.
Особое внимание мы должны уделить дальнейшему укреплению потенциала правоохранительной и судебной систем страны. Поэтому Правительство обеспечит с 2009 года повышение должностных окладов судей местных и приравненных к ним судов на 60%.
Надеемся, что достойное материальное и социальное обеспечение судей и работников правоохранительных органов позволит повысить эффективность всей системы защиты прав и свобод граждан страны, а также поможет успешнее бороться с коррупцией.
Уже в этом году предлагается пойти на повышение оплаты труда сотрудников дорожной полиции. Эту меру следует также рассматривать как один из механизмов противодействия коррупции. На эти цели в бюджете на 2009-2011 годы необходимо предусмотреть 14 млрд. тенге.
Еще один важный документ, на который необходимо обратить особое внимание, это проект закона "О конкуренции", разработанный при активном взаимодействии с бизнес-сообществом.
Он также разрабатывался как закон прямого действия в интересах роста предпринимательской активности в стране, развития инноваций, малого и среднего бизнеса.
Я прошу вас рассмотреть и принять данные законопроекты до конца текущего года, чтобы уже с начало следующего года мы могли работать в новых правовых рамках.
В ближайшее время к вам поступит также важнейший законопроект по вопросам продовольственной безопасности.
Есть еще ряд актуальных законопроектов - "О социальных услугах"; "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об образовании"; "О социально-предпринимательских корпорациях" и другие.
Также в условиях мирового кризиса ликвидности особое значение приобретают вопросы финансовой системы. Поэтому, одним из важнейших законопроектов, вносимых на Ваше рассмотрение является: "О внесении изменений и дополнений в некоторый законодательные акты РК по вопросам устойчивости финансовой системы".
Не менее актуален в современных экономических условиях поиск новых источников финансирования. Необходимо внедрение новых финансовых инструментов, чтобы привлечь перспективных инвесторов из Ближнего Востока, Малайзии и других регионов.
В рамках дальнейшего совершенствования системы государственного управления разрабатывается новая модель государственной службы. Будет сформировано новое профессиональное звено государственных служащих, не подверженных политическим факторам. Необходимо сформировать соответствующую законодательную базу.
* * *
Большая работа предстоит и по созданию правовой основы для дальнейшей демократизации в стране. Необходимо предусмотреть законы, направленные на реализацию принятых в прошлом году поправок в Конституцию Республики Казахстан.
Речь, прежде всего, идет о таких законопроектах, как "Об Ассамблее народа Казахстана"; по внесению изменений и дополнений в Конституционный закон "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан"; "О Высшем Судебном Совете"; по вопросам местного самоуправления, а также регламентирующим фактическую отмену смертной казни.
Кроме того, нам необходимо сделать еще ряд шагов, которые позволят усовершенствовать нашу политическую систему. Об этом я говорил на сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Астане.
Необходимо создать правовой механизм, позволяющий формировать Парламент с участием не менее двух партий, даже если вторая партия не проходит 7-процентный барьер.
Доминирование партии "Нур Отан" в Парламенте - это решение народа. Это - признание результатов нашей общей работы за годы независимости.
И все же, для формирования в Казахстане демократической культуры мы идем на этот шаг.
Следующий важный шаг, который мы можем сегодня сделать, касается создания более благоприятных условий для регистрации политических партий.
С учетом предложений международных и казахстанских экспертов необходимо продолжить совершенствование Закона "О выборах". Соответствующие предложения подготовлены.
Важным вопросом является и дальнейшая либерализация в сфере средств массовой информации. Здесь нужно снять излишние бюрократические барьеры, регулирующие деятельность СМИ.
Но государство должно следить за тем, чтобы деятельность СМИ не шла в разрез с правами человека. Свобода слова - это право говорить правду. Никакие политические лозунги не должны покрывать ложь, клевету, разжигание межнациональной или любой другой социальной розни, которая способна поставить под угрозу судьбу и будущее нашей страны.
Таким образом, в ближайшее время в Парламент будут внесены законопроекты о внесении изменений и дополнений в конституционный закон "О выборах", в законы "О политических партиях", "О средствах массовой информации" и другие законы.
Принятие данных законопроектов станет важным этапом в рамках политической реформы в нашей стране.
Дамы и господа!
Как вы знаете, с января 2009 года Казахстан начнет свою работу в "тройке" ОБСЕ. Мы уже начали подготовительную работу к председательству в данной организации.
К настоящему времени уже сделано много работы. Я подписал Указ "Об открытии постоянного представительства Казахстана при ОБСЕ" в Вене, в МИДе создан новый департамент по сотрудничеству с ОБСЕ, сотрудники государственных органов проходят стажировки в странах-участницах ОБСЕ.
Работа по детализации приоритетов казахстанского председательства в ОБСЕ будет реализована в рамках государственной программы "Путь в Европу" на 2009-2011 годы, которую мы только что приняли.
Цель программы - выход на уровень стратегического партнерства с европейскими странами по всем аспектам. В торгово- экономической сфере, в области инновационных технологий, энергетики, транспорта, технического регулирования, в сфере развития малого и среднего бизнеса, в области качества жизни, в гуманитарном измерении.
В этой работе будут задействованы все государственные органы . Выполнение этой государственной программы должно стать одним из приоритетов деятельности Правительства и Парламента в 2009- 2011 годах.
Уважаемые депутаты Парламента!
Как видите, работы предстоит много.
В предстоящий период Парламент должен быть более активным. Парламенту нужно и дальше конструктивно взаимодействовать с Правительством.
В то же время должен быть усилен контроль за выполнением законов, а также утвержденными программами по развитию экономики и улучшению социального положения наших граждан.
Фракция партии "Нур Отан" должна регулярно заслушивать членов Правительства и критически указывать на упущения, постоянно контролировать ход выполнения Правительством предвыборной платформы партии. Спрос должен быть жесткий - это наша общая задача. Правительство должно правильно понимать и более активно работать.
В заключении хочу подчеркнуть следующее.
В последнее время участились высказывания по поводу возможности проведения каких-то досрочных выборов в Мажилис.
Нынешний депутатский корпус избран легитимно, всенародно и работает эффективно. Ни правовых, ни политических причин для досрочных выборов нет. Выборы пройдут в предусмотренные Конституцией сроки, то есть в 2012 году. Сейчас нужно не избирательными кампаниями заниматься, а реальным законотворческим процессом для развития страны.
Наша задача - создать качественную и адекватную правовую базу для достижения всех наших целей, которые мы с вами наметили. Они очень серьезные, большие и трудные.
Хочу пожелать вам успехов в этой работе.
АК Орда
Zona.kz (Казахстан)
Закрыть   
Рейтинг@Mail.ru