Закрыть   
Новость от 24.04.2007 (ММЦ “Алматы” - ТОО “АлматыЭкспертиза”)
 
Задача - наводить мосты (Интервью вице-президента ТПП РК Биярова М.Н.)
На 2007—2008 годы Торгово-промышленная палата Республики Казахстан выбрана координатором очередного, шестого, заседания Совета руководителей ТПП государств — участников СНГ. Сейчас ТПП РК готовится к этому событию, решая как оргвопросы, так и проблему гармонизации деятельности торгово-промышленных палат стран Содружества. Актуальность этой задачи для нашей системы палат стала особенно очевидной в свете недавнего Послания Президента Казахстана и с объявленной стратегией повышения международной конкурентоспособности страны, считает вице-президент ТПП РК Мухтархан БИЯРОВ.
— Эта работа сейчас ведется под руководством недавно избранного президента ТПП РК Ерлана Кожасбая. Палаты как объединения предпринимателей существуют уже четыреста лет, и за это время в мире сложилось несколько их разновидностей. Казахстанскую модель системы палат принято квалифицировать как смешанную, поскольку она основана на добровольном членстве, но ее деятельность регулируется Законом РК «О торгово-промышленных палатах», который был принят в 2005 году. Закон обеспечивает правовую защиту определения
«торгово-промышленная палата», порядок создания территориальных и республиканской палат. Но при этом наши палаты стали единственными негосударственными, некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность на основании специального закона.
Никаких других функций государство не перевело в разряд общественных и не передало ТПП РК, хотя в международной практике аналогичным институтам предпринимательства, относящимся к смешанной модели, они присущи. В числе таковых — введение Торгового реестра. В Казахстане пока еще нет единого Торгового реестра, введение которого решило бы проблему предпринимателей по получению выписки из него. Это существенно облегчило бы партнерские отношения наших предпринимателей с зарубежными компаниями. Еще одна функция многих ТПП — выдача документов по внешней торговле. Например, подтверждение сертификата о происхождении товаров, выдача сертификата Карнет АТА. Для казахстанских компаний, которые в новых реалиях становятся полноправными субъектами международной экономики, это крайне важно. Наша растущая статистика международных контактов и миссий этот вывод подтверждает.
Так, в целом по системе ТПП РК только в минувшем году были проведены 63 деловых миссии с участием 1 420 предприятий с казахстанской стороны и 321 зарубежной компании. Торгово-промышленные палаты республики организовали участие отечественных компаний в многочисленных международных выставках и форумах. По итогам этих мероприятий предпринимателями республики были подписаны 44 контракта, более двух сотен протоколов-намерений и открыты два представительства. Наши палаты заключили более ста соглашений с местными органами и немногим меньше — с палатами других стран. Например, ТПП города Алматы подписала меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве по разработке Национальной экспортной стратегии Казахстана с АО «Центр маркетингово-аналитических исследований». Готовится к подписанию меморандум о сотрудничестве с АО «Национальный инновационный фонд». Региональные и городские палаты уделяют особое внимание методической и практической помощи предпринимателям, проводят образовательные курсы. Только в минувшем году было проведено 44 семинара, на которых обучалось свыше тысячи предпринимателей. В системе ТПП РК созданы экспертные организации, где работают 105 квалифицированных экспертов, внесенных в реестр «ТПП Эксперт Казахстан». В том числе половина из них включена в реестр «ТПП Эксперт СНГ». То есть в республике сложилась система палат, работающая профессионально, в соответствии с международными требованиями. Она авторитетна и признана как в республике, так и за рубежом.
Конкурентоспособность страны оценивается Международным институтом развития менеджмента (IMD) как способность нации создавать и поддерживать среду, в которой возникают и развиваются конкурентоспособные компании. ТПП РК видит свое место в инфраструктуре по обслуживанию бизнес-среды, оказывая консалтинговые и маркетинговые услуги, информационную поддержку и экспертизу в вопросах развития производства и сбыта конкурентоспособного товара. Расширение функций ТПП РК, думаю, будет способствовать развитию системы палат Казахстана, росту имиджа отечественных товаров и услуг за рубежом и в целом росту их конкурентоспособности. Бизнесу нужны организации, способные налаживать мосты. И ТПП РК эта задача по силам.
Автор: Алевтина Донских

Источник: газета "Казахстанская Правда"
Закрыть   
Рейтинг@Mail.ru